Последние премьеры "Сатирикона"  


16 марта 2003 года
В прямом эфире "Эха Москвы" Константин Райкин, худрук театра "Сатирикон", Денис Суханов, актер, Глафира Тарханова, актриса.
Ведущая эфира Ксения Ларина.

К. ЛАРИНА Добрый день! Наши гости - Константин Райкин, худрук театра "Сатирикон", и молодые его коллеги, актеры театра "Сатирикон" - Денис Суханов и Глафира Тарханова.
К. РАЙКИН Здравствуйте!
Д. СУХАНОВ Добрый день!
Г. ТАРХАНОВА Здравствуйте!
К. ЛАРИНА С такой фамилией начинать театральную карьеру страшновато, наверное, не хотелось сменить?
Г. ТАРХАНОВА Нет.
К. РАЙКИН Ну, это не страшнее, чем Райкин.
К. ЛАРИНА Да уж! Меня, кстати, убивает, человек уже пожилой, Константин Райкин, ему все говорят, что он достойный сын своего отца. Буквально недавно это слышала!
К. РАЙКИН Что природа не отдыхает на детях!
К. ЛАРИНА От большой души, как-то очень искренне это говорят.
К. РАЙКИН Меня уже просто воротит от этой реплики, потому что я ее слышал, наверное, уже миллион раз.
К. ЛАРИНА А дочке твоей что-нибудь говорят?
К. РАЙКИН Нет, я думаю, что уже говорят, но просто она скрывает это
К. ЛАРИНА Что она достойная дочь и внучка, как говорят продолжает. Ну, что, повод у нас замечательный новый спектакль, премьера "Доходного места" в театре "Сатирикон". Спектакль поставлен лично Константином Райкиным, написал эту вещь Александр Островский. Я вспоминаю, мне кажется, что наверное, после знаменитого захаровского спектакля, больше не было такого события, связанного с этой пьесой?
К. РАЙКИН Я слышал, что ставят спектакли по этой пьесе. Но так это не звучало громко. А вот то событие, которое было в связи со спектаклем в театре Сатиры тогда, я помню, потому что я был студентом театрального института, и тогда был большой очень бум. И особенный скандал, и бум, и интерес в связи с тем, что его закрыли.
К. ЛАРИНА А почему его закрыли?
К. РАЙКИН Думаю, тут очень понятно. Дело в том, что даже сейчас, когда мы это играем, зритель на это реагирует, это вообще острейшая пьеса, она написано обличительным, ее сделали гораздо более лирическим произведением. Потому что в наше время, мне кажется, не надо вообще обличать, очень сместились акценты. Там фигуры, которых обличал Островский, они стали гораздо более понятными. И там, мне кажется, дело в том, что жалко должно быть всех, в том числе и те фигуры, которые подвергались сатирической атаке со стороны Александра Николаевича. Он, мне кажется, гениальный драматург, он талантливее своих идей. Он как бы пишет настолько все равно персонажей объемных по-человечески, что их можно трактовать, их не обязательно обличать. Их можно понять.
К. ЛАРИНА Вот почему "Гроза" получилась у Генриетты Яновской, казалось бы, такая уже пьеса, нужно ее читать
К. РАЙКИН А потому что бездонный драматург совершенно. Поэтому есть возможность каких-то трактовок, он все в себя вбирает, как Шекспир. Он принимает любую трактовку. Он ее поглощает, и все равно не перестает быть собой, Островский. Поэтому, конечно, он очень благодарный в этом плане. И я думаю, сняли тогда спектакль, а еще пьеса эта при нем 7 лет была запрещена, он написал, и только через 7 лет она была поставлена, она невероятно острая. Кроме того, что она острая, такое впечатление, что это кто-то шутит, сидит в кустах в наше время, и пишет абсолютно про наше время! Абсолютная острота попадания. У нас сейчас Георгий Боос был, пришел ко мне и заплакал у меня в кабинете.
К. ЛАРИНА Что ж его так прорвало?
К. РАЙКИН Потому что, сказал, мне было даже не смешно. Я с этим сталкиваюсь каждый день с утра до вечера! Какой ужас, что за 150 лет не то, что не изменилось к лучшему, я хуже стало!
К. ЛАРИНА У меня тоже возникли ассоциации, когда мы вспоминаем про спектакль Захарова, вот про то, что как будто сегодня театр "Современник" сделал новую редакцию старого спектакля, в котором Да, "Балалайкин и компания". Играют те же актеры, Гафт и Кваша, я бы первую часть совершенно точно оставила, потому что у меня было такое ощущение, что это про сегодня, про сейчас, вспоминая эти замечательные диалоги Салтыкова-Щедрина, что надо погодить немножечко, и не влезать, и приспособиться, и помолчать, и сделать вид, что все нормально. Вот такие вещи достаются из небытия, казалось бы, что в советское время "Балалайкин" тоже претерпел немало ударов от министерских чиновников. Я вспоминаю, как Кваша рассказывал, что спас тогда этот спектакль Сергей Михалков. Уж простите, дорогие слушатели, они все время нас обвиняют, что мы очень часто упоминаем Сергея Михалкова, что, мол, у вас других писателей нет? Вот, так к слову пришлось, извините, который сказал, что это какой-то удар по царизму.
К. РАЙКИН - Да, сказал, что это пощечина царизму, царизм давно не получал такой пощечины.
К. ЛАРИНА Если говорить о пощечинах, на сегодняшний день, на кого направлена эта история?
К. РАЙКИН Это направлено на всех.
К. ЛАРИНА Кому должно быть стыдно?
К. РАЙКИН Мне кажется, вообще слово "стыдно", может быть, и не самое подходящее для сегодняшнего нашего спектакля. Жалко должно быть всех, и должно это рождать сострадание. Это история вообще о сложностях выбора пути, и о сложностях во взаимоотношениях истинных ценностей и мнимых, и вообще сложных деформаций одного в другое. Потому что сейчас говорить о том, что мы должны жить только духовной пищей, быть кристально чистыми, и деньги, и материальные ценности это ничто, тоже неверно, потому что время другое. Это как-то очень по-советски было бы говорить, что те, кто стремятся к материальному благополучию это люди плохие, а те, кто не стремятся хорошие.
К. ЛАРИНА Вообще, делать карьеру это что, хорошо или плохо?
К. РАЙКИН Это все сложно. Это стало в наше время, слава богу, я думаю, что это стало сложным, неоднозначным. И вот в этой связи Жадов оказывается фигурой совсем не такой положительной, а честно говоря, раздражающей. Да, наивный, книжный, да, очень рождающий сострадание в конце, но в общем, фигурой тоже очень эгоистичной, который втравляет в свои эксперименты не только себя, но еще и любимую девушку, жену свою, тоже подвергая ее страшным испытаниям на прочность и т.д. В общем, это история такая, которая, мне кажется, не должна ожесточать людей в зале, а она должна родить какое-то очень сердечное, философское, может быть, лирическое настроение. Такое решение ситуации, в котором замешены мы все. Если говорить про чувство вины, то какое-то общее ощущение виноватости нашей общей все-таки в ситуации, в которой конкретно лично почти никто не виноват. Вот такая история. Мне трудно об этом говорить, потому что надо придти и посмотреть. Я только вижу, как это в зале рождает совершенно замечательную и очень радующую реакцию, такую человеческую. Очень связано с нашим временем.
К. ЛАРИНА Денис, расскажите про своего героя. Для вас что это за человек?
Д. СУХАНОВ Этот человек идеалист чистой воды, который, путем этого перелома, очень сильного в своей жизни, становится еще большим, может быть, идеалистом после того, что с ним произошло. И начинает идти по своему пути, который он избрал, совершенно сознательно, понимая, что ему грозит, что ему предстоит пережить на этом пути. Он идет сознательно, невзирая на то, осудят его, или что скажут про него. Открывается какой-то его путь, только его дорога. И другие жизненные позиции как-то уже не учитываются им что ли. Он остается идеалистом. Вот такая фигура особая.
К. ЛАРИНА Для меня это все-таки трагический персонаж. Спектакль я не видела, но пьесу читала, помню
Д. СУХАНОВ Трагизм, конечно, присутствует большой.
К. РАЙКИН Вообще, мне кажется, такая гамлетовская роль. Это очень похоже на Гамлета.
К. ЛАРИНА Да, поэтому пьеса отдельно стоит во всем творчестве.
Д. СУХАНОВ Это очень большой вопрос, который надо решить.
К. РАЙКИН Там, кажется, есть вообще некоторая такая, некая мечта Островского, который, как он попытался, как великий драматург в финале воплотить. Но в этом тоже есть некая конструкция. Вот такой человек, как он будет дальше, я с трудом представляю себе реально. Вот это есть такое многоточие, потому что такие люди Он вообще не жилец.
К. ЛАРИНА Но вы знаете, вообще есть еще такая странность в истории этой пьесы, что, наверное, персонаж, Жадов, он мог бы встать в один ряд с такими классическими персонажами как Печорин, Онегин, ну, по школьной программе, Чацкий, но почему-то этого не случилось. Почему?
К. РАЙКИН А потому что он слабый человек. И говорит, что он слабый, в конце. Мне кажется, что там есть Это тоже великий драматург, Островский, не смог соврать самому себе и своим будущим зрителям, и сконструировал такого несуществующего человека. Я думаю, он, наверное, не видел в окружающей действительности какого-то реального пути, кроме как пути декларированного, ну, вот названного словами, что я буду вот таким. Но как это такой человек без самоубийства обойдется, я с трудом себе представляю. Или он должен сломаться совсем, а сломавшись, не захочет жить, наверное. Не знаю. Трагическая действительно перспектива его.
К. ЛАРИНА Я знаю, что Денис наверняка думал о том, что будет дальше, потому что молодой человек, в конце концов. Что с ним дальше произойдет?
Д. СУХАНОВ Мне как актеру, который играет, мне нужно это оправдывать для себя, найти какие-то точки соприкосновения. Я думаю, что он так и будет жить. Он будет так жить. В совершенном одиночестве. Идя по этому идеалистическому пути. Но это будет одинокий путь. И он будет печальный, у него не будет друзей, он будет совершенно одинок.
К. ЛАРИНА Т.е. выхода никакого из этого?
Д. СУХАНОВ Нет. Но он честен остается перед самим собой. Это его спасает.
К. ЛАРИНА Что вам помогало, вот какие-то свои ассоциации или воспоминания? Наверняка есть какие-то вещи, которые соприкасаются с вами?
Д. СУХАНОВ Многое приходится подкладывать. Конечно, у меня такой ситуации не было в чистом виде, которую приходится играть. Как-то приходится что-то подманивать внутри себя, что-то, вызывать какие-то чувства. Потому что я не переживал в чистом виде это.
К. ЛАРИНА А текст не отталкивал вас? Все-таки Островский достаточно далек
Д. СУХАНОВ Были моменты, которые нам пришлось мягко обойти, чтобы эти острые углы сильно не торчали. Потому что там много, знаете, такой , неудобоваримости как-то. Даже на сегодняшний слух это очень режет.
К. РАЙКИН - Во-первых, всегда есть некая назидательность. Ну, ее немного, слава богу, вообще она, конечно, просто гениальная
К. ЛАРИНА Вы там что-то переписывали?
К. РАЙКИН Мы кое-что сократили. Потом, эта пьеса, в отличие от его других пьес, в ней мало этих завитушек таких. Мы очень хотели избежать, и мне кажется, что мы избежали островщины, т.е. вот такой очень стереотипной манеры среднестатистического такого Островского, когда так разговаривают нараспев, и чай пьют
К. ЛАРИНА Как Ермолова когда-то репетировала какую-то пьесу Островского, я даже читала в ее дневниках, что всю неделю пыталась говорить "чаво, чаво", и ничаво у меня не получилось!
К. РАЙКИН Нет, вот мы решили этот мотив, хотя пьеса сама очень городская, она написана жестким языком чиновничьим, городским очень, поэтому нам преодолевать в этом смысле не пришлось многого. Кое-что просто сократили, чуть подчистили, такую редакцию сделали деликатную, чтобы просто зритель поменьше бы вспоминал, что это в 19 веке. Поэтому мы и сделали такое нейтральное. Оно не осовремененное, а это может быть как сейчас, так и тогда могло быть
К. ЛАРИНА А кто художник?
К. РАЙКИН Художник Боря Валуев, художник по костюмам Маша Данилова, это два очень проверенных человека, с которыми я давно работаю. Оба замечательные. Мне кажется, что они сделали лучшее оформление свое в нашем театре. Мне кажется, что это очень удачно тут совпало. Потому что мы вообще почти избавились от быта. Островский, как правило, ставится в очень густом быте, а мы тут освободились от него совсем, потому что мне кажется, что самое правильное, это когда сутевые только пятна
К. ЛАРИНА А Мейерхольд, по-моему, делал спектакль, да?
К. РАЙКИН Да, делал.
К. ЛАРИНА Я проходила, да-да. Тоже не случайно, потому что такой человек, который случайные вещи не берет.
К. РАЙКИН Вот и сейчас, когда Олег Павлович Табаков говорил про эту пьесу, он говорит как вы правильно выбрали пьесу! Я все хочу, чтобы он пришел на спектакль.
К. ЛАРИНА Мы продолжим после новостей.
НОВОСТИ.
К. ЛАРИНА Мы говорим о спектакле "Доходное место", который вышел на сцене "Сатирикона". Наши слушатели многие вспоминают спектакль Захарова. Хочу прочитать одно сообщение от Галины Марковны: "Я очень хорошо помню спектакль театра Сатиры, звучал очень современно, после каждой реплики зал аплодировал. Многие думали, что изменен текст Островского в угоду современности, хотя не было ничего не прибавлено, не убавлено". По поводу аплодисментов на реплики, мне кажется, что давным-давно театр это уже утратил. Есть какая-то реакция на какие-то репризы, а вот на реплики, что было при советской власти, когда вот эти намеки, эзопов язык, аплодисменты, иностранец вроде бы и не поймет, чему аплодируют. Вот на сегодняшний момент текст как-то слышится залом?
К. РАЙКИН Да, только наоборот. Там есть реакция на реплики, и их немало. Только неожиданно, тогда этого не могло быть, например, реакции на реплику Юленьки, сестры Полины, которая говорит ты не представляешь себе, как деньги и хорошая жизнь облагораживают человека! А на самом деле это ведь абсолютная истина. Деньги и хорошая жизнь облагораживают человека, это действительно так. Другое дело, что не только это облагораживает его, но деньги и хорошая жизнь Это ведь было очень по-советски считать, что такая реплика может быть сказана только такой абсолютно законченной мещанкой. Юленька и есть мещанка, скажем так, если говорить очень строго. Но сама реплика все-таки правильная. И сейчас мы способны это понять. Сейчас Вышневский говорит замечательные какие-то фразы, которые гораздо более симпатичны сейчас залу, чем реплики Жадова, которые кажутся наивными, книжными и раздражающими.
К. ЛАРИНА Сейчас просто то же самое происходит. Хотя если говорить о более близкой истории, такие перевертыши удивительные. Был такой фильм "9 дней одного года", там противостояние Куликова, которого играл Иннокентий Смоктуновский, и Гусева Алексея Баталова. Так с течением времени Куликов превратился в положительного героя! Хотя ничего вроде бы не изменилось. Глаша, расскажите про то, как вы ходили
К. РАЙКИН Это наша студентка
К. ЛАРИНА Слава богу, что не школьница уже!
К. РАЙКИН Ну, да, студентка курса, где я являюсь руководителем, и вот решился на такую авантюру, на первый взгляд занять ее в такой ведущей, в главной женской роли
К. ЛАРИНА А зачем? Такие женщины хорошие, молодые актрисы, полно в театре великолепных актрис? Еще поработает человек, поучится.
К. РАЙКИН Вот я считаю, что это тоже для нее очень активная учеба. И я сразу скажу, что мне очень нравится, как она играет. И слава богу, что не только мне нравится залу нравится, судя по всему. Просто, мне кажется, что это очень верно, она по возр


Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру
Познакомься с народом
Напишите мне


 
Сайт управляется системой uCoz